О Катори Синто рю и Великом Человеке

Разъединение и единоличие - характерная тенденция для Европы начиная со Средних веков. Искания и воспевание силы духа, но в одиночестве. Разобщенность превратилась в привычку даже там, где корни иные. Там, где нет этому места. Тенсин Сёден Катори Синто рю - что говорит нам это словосочетание? Кому-то ничего, а кому-то так много, что не выразить словами. Мы публикуем серию статей Сэнсея Ярослава Содрицова. Что побудило его написать? О чем речь? Читайте и узнаете!
Статья содержит ответы на многие вопросы адептов школы Катори, а также разъясняет то важное, что упускают многие, встав на этот путь в современности, находясь между Западом и Востоком Ярослав Содрицов "История Катори"

Меня попросили взяться за эту статью, чтобы привести в порядок тот хаос, который в настоящее время образовался относительно истории школы Катори в печатных изданиях и в Интернете благодаря попустительству, сокрытию или незнанию истории школы некоторыми преподавателями техники. Слишком много людей, не подвергающих сомнению свою точку зрения – вводят в заблуждение действием или бездействием те неокрепшие умы, которые пытаются узреть Небесной Истины Правильную Передачу.

План статьи. (Части соответствуют пяти элементам Миккё):

  1. Источник-семя. (Формирование духа Катори)
  2. Воздух-корни. (История Иидзаса – как материализация духа Катори в виде учения).
  3. Огонь-ствол (цепочка передачи знания в Японии (традиция и последователи).
  4. Вода-ветви (Выход за пределы Японии. Мочидзуки Минору, Сугино Ёсио, Хатакэяма Горо, Сугино Юкихиро, Флоке Алан).
  5. Земля-плоды (Катори в России, как часть общего дерева).
  6. Послесловие. Куда идём? (Новое прошлое,новое семя).
 

История Катори. Часть 1. Источник-семя. (Формирование духа Катори)

soshestvie_bogini_amaterasu-no_o-mikami.jpg«Воинский путь» берет свое начало во времена сотворения Японии великой богиней Аматерасу-но О-миками, Фуцунуси-но Ками и Такэмикадзути-но Ками спустились в страну Асихара (полное название - Асихара-но Накацукуни, - Срединная Страна Тростниковых Равнин - в японском эпосе – мир, расположенный между небесным обиталищем богов и царством тьмы, страна людей, земля, а также поэтическое обозначение Японии) и усмирили здешних необузданных духов (важный момент – усмирили - научили работать над собой), что и послужило отправной точкой пути бескорыстного и глубокого почитания небесной благодати (работы над контролем и управлением за своими эмоциями). То есть, когда в стране Асихара произошло усмирение необузданных духов, в честь этого события на этих местах были возведены Касима дзингу и Катори дзингу.fucunusi-no_kami_i_takemikadzuti-no_kami.png

Прошу сразу не путать термины «воинский путь» и умение владеть оружием или любыми другими техниками. Уже в этой истории из японских летописей видно, что не «победили», а «усмирили». Что значит «усмирили»? Принесли мир и покой. Как приносится мир и покой? Путем самоконтроля и работой над собой – когда ты контролируешь духов (сейчас слово дух обозначается, как внутренняя или внешняя энергия, побуждающая человека к действию), которые хотят реализоваться через тебя в этом мире – ты контролируешь мир вокруг себя и имеешь возможность менять реальность.
Если контролировать зло, которое не может выйти из тебя – как разрушится мир? Это базовый принцип БУДО – «воинского пути». Он означает силу, которая должна быть приложена, чтобы сохранить мир. Возникает вопрос – куда она должна быть приложена? К себе в первую очередь. К сожалению, основная масса занимающихся различными БУДО ищут точку приложения этой силы к другим – таким образом они продолжают служить необузданным духам страны АСИХАРА…

Что это значит? Например, разные запахи притягивают определенный тип насекомых: цветок притягивает бабочек, гниль притягивает мух. Что такое цветок? Цветок это организм, который соединяет в себе, минералы из земли и воду и под действием тепла производит кислород. То есть поднимает сознание (земля+вода +огонь=воздух в виде благоухание(катори)). Что такое гниль или процесс гниения? Это разделение – вода (жидкость) и земля (твёрдые компоненты) разделяются под действием того же тепла (воздух в виде зловония = огонь-вода-земля (все компоненты разделяются). То есть сознание опускается. Итак, под действием одного и того же фактора (тепла) происходит разнонаправленное движение сознания.

example.jpgКаждое сознание формирует круг по интересам – мухам нравится одно, а бабочкам другое. Так же каждое наше действие имеет не только какой-то быстрый результат, но и определенный долгосрочный запах, который притягивает либо бабочек, либо мух. У каждого человека есть определенный духовный запах (можно приблизительно это назвать как «карма»), который выражается через его действия. Вы никогда не думали, почему бывает неприятно находиться с людьми, которые, например, ругаются и плюются? Вроде бы плюнул, ругнулся и все – действие уже прошло. На самом деле после этих действий остался духовный запах, который притягивает тех существ на физическом и метафизическом уровне, которым нравится запах таких действий, нравится гниение. Хочешь изменить свое отношение к жизни – делай то, от чего исходит благоухание, тогда автоматически изменится твое окружение – к тебе начнут притягиваться добрые духи и добрые люди. Катори дзин гу, кстати, так и переводится – место, духовного (божественного) благоухания. Еще один перевод – место, в котором поселился благоухающий дух (место в котором сознание поднимается). То есть Фуцунуси-но Ками и Такэмикадзути-но Ками принесли мир и спокойствие на землю Асихара, своими действиями создали там благоухающий дух Катори. Впоследствии это событие закрепили постройкой дома для Духа Катори. Таким образом, каждый из нас, создавая духовное благоухание своими делами и отношением к технике школы, может соединиться с духом Катори и впустить его в себя и в свою техникуВозможно, теперь каждый занимающийся по школе Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю поймет, в доме какого духа родилась наша школа. Там, где в технике нет духа миротворчества (миротворчество-это соединение на основе мира) – там живут какие угодно духи, но не Дух Катори. В этом вы убедитесь, когда узнаете, кем был Иидзаса Ига-но Ками Иэнао.

История Катори. Часть 2. Воздух-корни. (История Иидзаса Тёйсай Иенао – как материализация духа Катори в виде учения)

iidzasa_ienao.jpegШкола боевого искусства Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю была основана господином Иидзаса Ига-но Ками Иэнао(?) в местечке Катори провинции Симоуса (современная префектура Тиба) и наследовалась из поколения в поколение со времен императора Гоханадзоно(?) вплоть до наших дней Сёва. В семье потомственных местных самураев Иидзаса в провинции Симоуса в 4-ом году эпохи Гэнтю правления императора Гокамэяма (2047 год по японскому летоисчислению) в деревне Иидзаса уезда Катори родился господин Иэнао. Это было в 1387 году по современному летоисчислению (?). В районе Катори издревле, хотя и не имея определенных названий школ, существовали так называемые потомственные роды боевых искусств - хэйхо и будзюцу - семьи, в которых из поколения в поколение преподавались воинские искусства. Молодой господин с детства полюбил искусство меча и копья, старательно тренировался, изучал военное дело, и к зрелому возрасту достиг значительного мастерства. Он не проиграл ни одного из многочисленных сражений, в которых принимал участие, так что слава о его блестящих воинских успехах гремела по всей округе. Господин построил замок в родной деревне Иидзаса и владел землями, простирающимися вплоть до районов Сирои, Хатихон, Онэ и Осаки. Однако господин Иэнао неожиданно столкнулся с ситуацией, которую ему было очень больно переживать. Род Тиба, которому он служил, прекращал свое существование, люди «союза шести»(?) погибали или разбегались. «Пусть лично я и не проиграл ни в одном бою, военная судьба рода Тиба оказалась горькой, он перестал существовать. С этим один человек не в силах что-либо сделать».
 
Но пришло время, которое развеяло отчаяние господина. Однажды при посещении мест, глубоко связанных с великим божеством Катори – родоначальником воинской доблести на нашей земле, господин испытал просветление относительно величия этой божественной силы и ее добродетели. С этого момента он принял твердое решение стать затворником, чтобы молиться в святилище Катори и полностью посвятить себя совершенствованию на пути воина. Господин принес в дар святилищу Катори угодья деревни Осаки с годовым доходом 1000 коку риса. Отстроил в деревне Миямото района Оцуки буддийский храм Синтокудзан Симпукудзи, пожертвовав в пользу храма земли этого района также с доходом 1000 коку риса(?). Распустил более 50 человек своих подданных, а сам остался без всякого дохода. В возрасте 60-ти с небольшим лет господин поселился неподалеку от святилища, в зале бога Бисямон (?) круглосуточной молельни Умэкияма (сейчас неподалеку расположена могила учителя Тёисай). В течение 1000 дней и 1000 ночей он возносил горячие молитвы, совершал ритуальное очищение души и тела, страстно изучал стратегию и упорно шлифовал технику. Каждую ночь в час быка(?)он представал перед божеством и совершал обряд очищения, воспевая норито Великого очищения всем богам, обращаясь с мольбой о мире и спокойствии в Поднебесной. С наступлением часа тигра (?) он возвращался в зал бога Бисямон, читал сутру Бисямон, а затем снова совершал паломничество к святилищу, где упорно тренировался, не щадя своего тела. Однажды ночью ему случилось видение великого божества, которое передало в дар божественный свиток со словами: «Ты впоследствии станешь духовным учителем всех фехтовальщиков Поднебесной».
В конце концов, господин испытал истинное озарение чудесной сферы божественного и человеческого слияния, в котором ему открылись секреты боевого мастерства - он постиг воинское искусство во всех его пределах. Это было осенью, когда господину исполнилось семьдесят лет. В итоге он оформил несколько сотен форм и разделов боевого искусства, основал додзё перед воротами храма Симпукудзи и, будучи окруженным многочисленными подопечными, стал продвигаться вперед по пути искусства наставления. Предание гласит, что путь этот сам господин почтительно называл Тэнсин Сёдэн Синторю, поскольку в его основе лежала прямая передача небесной истины [тэнсин сёдэн] от божества Фуцунуси-но Ками. Даже когда господину перевалило за 80 лет, он своим внешним видом и великолепной осанкой мог великодушно дать фору любому мужчине в расцвете сил. Его разум обладал божественно ясным сознанием, и, что необходимо отметить особо, господин пребывал в сфере обожествленного меча. Господин покинул этот мир 15 апреля 2-го года эпохи Тёкё (?) в преклонном возрасте 102 лет.
Сначала господин Иэнао назывался Ямасиро-но Ками (?), а затем стал Ига-но Ками. В шестьдесят лет постригся в монахи и назвался именем Тёисай. Поскольку среди школ фехтования, возникавших в средние века, начиная с периода Асикага (?), практически не было таких, которые не черпали бы из данного течения. В миру его стали превозносить как патриарха реставрации искусства фехтования. Ему было дано посмертное буддийское имя «Тайган индэн Тайра-но Асон Ига-но Ками Райодохон дайкодзи», а его супруге «Когаку индэн Мёсицусэйкё тайси» (?).
 
Второй патриарх господин Вакаса-но Ками Моритика (?) последовательно продолжал дело отца (?) и добился выдающихся успехов в искусстве копья. Четвертый патриарх господин Ямасиро-но Ками Морицуна обучал военной науке «трех стратегий Хуан Ши-гуна» (?) господина Такэнака Сигэхару - вассала даймё Сикоку Тёсокабэ.
 
Наставники преемственно наследовали и передавали это воинское искусство. Среди них выделялся 16-й патриарх - учитель Морисигэ (впоследствии называвшийся буддийским именем Канрокусай), который обладал врожденным учительским талантом. Он подготовил многочисленных учеников, среди которых были «знаменосцы сёгуна»(?): Накадай Синтаро, Мацумото Наоитиро, Иба Гунбэй, вассалы клана Датэ из района Осю (?): Катакуро Кодзюро, Куросава Гэнситиро, Иманиси Ягосаэмон, Оно Манъэмон, Оно Кодзиро, Оно Хэйситиро, вассалы даймё района Бисю(?): Ои Хэйдзаэмон, Хаяси Цунэхатиро, Хаяси Хатадзиро, вассалы даймё района Гэйсю (?): Охара Охатиро, Охара Такахира, Охара Ханносин, вассалы даймё района Нобуката провинции Хюга (?) на Кюсю: Уэда Курата, Като Дзиросиро, Кондо Сидзутаро, Хадака Коята, Иманиси Ягаку, вассалы господина Исикава Ики-но Ками: Мотидзуки Тюго, Сакагути Ханбэй, Нарутани Торадзо и многие др. Более 80 самураев вышли из стен школы, пройдя полный курс под руководством учителя. Слава школы разнеслась по всем провинциям.
 
18-й патриарх, учитель Морисада унаследовал боевое искусство своих предков, основал зал для занятий недалеко от святилища Катори Дзингу (современное додзё) и занимался преподаванием искусства фехтования, когда на закате сёгуната наступили времена смуты между сторонниками императорской власти и приверженцами самурайского правления. Заговор в Итокан по сговору Такэда Коунсай, Фудзита Косиро и др. самураев из клана Мито не увенчался успехом, однако практически сразу после этих событий произошла реставрация монархического правления. После Реставрации и издании Указа о запрете на ношение мечей [хайторэй] искусство фехтования приходит в состоянии упадка. Несмотря на это учитель продолжает усердно передавать традиции боевого искусства. В 29-ом году Мэйдзи (?) в возрасте 56 лет учитель скончался.
В семье учителя Морисада не было наследника, поэтому среди множества его последователей был выдвинут лучший ученик Ямагути Эйкан, который стал наставником школы [сихан]. Наставник воспитал многих молодых учеников и умер в 6-ом году Тайсё (?). После его смерти лучшие из них продолжили традицию, завещанное наследие дошло до наших дней, а с принятием в семью Иидзаса, учитель Киндзиро стал 19-ым патриархом рода [сокэ]. Несмотря на то, что сам основатель называл школу «Тэнсин Сёдэн Синторю» (?), со времен второго и третьего патриархов сохранились многочисленные манускрипты, в которых школа записывается как «Синрё Синторю» (?) или просто как «Синторю» (?). Люди из других провинций часто опускали слова «правильная передача небесной истины» [тэнсин сёдэн], заменяя их именем божества, и именовали школу как «Катори Синторю» (?). Позже во времена 17-го и 18-го патриархов школу стали записывать с другим иероглифом: Тэнсин Сёдэн Синторю (?). Таким образом, при одинаковом произношении «синторю» существовало различие в написаниях имени школы, что конечно рассматривалось как отсутствие единообразия. Поэтому в конце 15-го года Сёва (?) 19-й патриарх и выдающиеся ученики, представ перед лицом основателя и исторических наставников школы, приняли решение – впредь называть свою школу «Тэнсин Сёдэн Катори Синторю» (?)
 
История Катори. Часть 3. Огонь-ствол (цепочка передачи знания в Японии (традиция и последователи)

patriarch.jpg

История Катори. Часть 4. Вода-ветви (Выход за пределы Японии. Мочидзуки Минору, Сугино Ёсио, Хатакэяма Горо, Сугино Юкихиро, Флоке Алан)

kano_dzigoro.jpgСледует отметить, что «наша школа никогда и ни кому не лизала задницу – она никогда не пользовалась поддержкой никаких даймё, хотя предложения были не раз» (учитель Хатакэяма Горо). Преподаватели школы никогда не пользовались знаниями школы для зарабатывания денег – возможно в этом секрет долголетия школы.
После смерти Сихана Ямагути Эйкана лучшие ученики продолжили традицию. И появился Великий Человек, благодаря которому все пошло на новом уровне - Дзигоро Кано основал при Кодокане «Общество изучения старинных боевых искусств» (Кобудо Кэнкю-кай) для исследования и сохранения старинных школ будо – этого ценнейшего достояния японского народа. В 1928 году он пригласил четырех учителей школы Катори Синто рю. Это были учителя: Тамаи Сайдо (в другом прочтении Наримити), Ито Танэкити, Кубоки Содзаэмон и Сиина Итидзо для преподавания техники школы Катори Синто рю для Юданся Кодокана (по сути Учитель Кано своим дальновидением создал предпосылки для выхода Катори Синто рю за пределы Японии).

Так впервые произошло знакомство с Катори Синто рю будущих сиханов этой школы – Минору Мичидзуки и Сугино Ёсио, которые вступили в это общество в 1927 году.minoru.jpg
В 1938 году Сэнсэй Сугино стал преподавателем Будо в одной из школ, распространяя учение Катори Синто-рю. В 1940 г. он получил официально разрешение от 19 Сокэ - Иидзаса Киндзиро преподавать это искусство, и стал преподавать его в лучших лицеях. Додзё Сэнсэя Сугино стало известно под названием Сибу Катори в Кавасаки.В 1941 году выходит в свет первый технический учебник по школе Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю под авторством Сугино Ёсио и Ито Кикуэ. Это был поистине титанический труд. Консультантами в ней выступили лучшие учителя школы Катори Синто рю того времени – (Сиина Итидзо, Канаи Сукэхиса, Камагата Миносукэ, Тамаи Наримити, Хаяси Сёдзаэмон, Исобэ Кохэй и другие, о чем автором указано в предисловии.) Немало людей было вдохновлено этой книгой и кто знает, может быть будущий сихан Отакэ Рицукэ был одним из них…sugino_in_dodze.jpg


А Минору Мочидзуки тем временем развивал и дзюдо, и айкидо, и Катори Синто рю и другие направления будо в Сидзуока. Этот гений будо, который всегда стремился к открытию все новых и новых аспектов в будо. Постоянные поиски новых взлядов и ощущений в технике позволили ему создать на основе Катори Синто рю собственное понимание техники, которое он назвал Ёсэйкан Синто рю батто дзюцу (при этом свое видение он обозначил другим названием, чтобы не путать базу школы и варианты). При этом его понимание техники во многом помогло будущим ученикам в освоении и понимании базовых принципов школы (помочь, чтобы поднять).

Всю свою жизнь Минору Мочидзуки и Сугино Ёсио были друзьями, куда бы не бросала их жизнь. 1951 году Мастер Мочидзуки Минору был послан в Европу с официальной культурной миссией (он был включен в состав культурной делегации Японии для участия в совещании ЮНЕСКО в Женеве, но его корабль прибывает с опозданием, и он не смог примкнуть к группе вовремя). o-sensey_sugino_yosio.jpgПриездом такого специалиста по Дзюдо не преминуло воспользоваться Общество инструкторов Французской ассоциации Дзюдо. Ведущие тренеры Франции упросили Минору Мочидзуки вести курс повышения квалификации. Параллельно при поддержке Ассоциации мастер открыл для желающих преподавание Айкидо и искусства меча Катори Синто-рю. (Так Европа впервые познакомилась с Айкидо и Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю).
Это была судьба - в течение двух лет он знакомил европейцев с искусством своих учителей и делился своим собственным опытом.
 
В 1972 году, видя интерес у своего французского ученика Алана Флоке к Катори Синто рю, учитель Мочидзуки знакомит его со своим другом Сугино Ёсио, который к тому времени не только преподавал Катори Синто рю, но и широко пропагандировал истинные ценности древних будо в кинематографе, выступая в роли консультанта по Кобудо на студии ТОХО (TOHO), работая с разными режиссерами, в том числе с Акирой Куросава и Хироши Инагаки ( «Семь самураев», «Телохранитель» («Ёдзимбо»), «Телохранитель 2» («Цубаки Сандзюро»), «Скрытая крепость», «Хроники клана Ягю» («Ниндзюцу»), «Миямото Мусаси» («Самурай»)) и другие.


Этот факт в биографии Катори Синто рю имеет большое значение – О-Сэнсэй Мочидзуки мог бы и не знакомить Сэнсэя Флоке и О-Сэнсэя Сугино, но это и есть истинное будо, истинное видение – «я открываю ученику новые горизонты познания, новое видение, новые грани, отличные от моих собственных» – так учитель Мочидзуки переступил через своё эго (через своего змея и сам добыл меч Куса наги). sensey_hatakeyama_goro.jpgСэнсэй Сугино много сделал и для развития искусства Катори Синто-рю за пределами Японии. Его семинары во Франции и показательные выступления на олимпийском стадионе «Берси» в Париже имели большой успех. В 1966 году Ёсио Сугино получил звание Ханси Кобудо от Дай Нихон Бутокукай, а в 1981 году - 10 дан по Кобудо от Международной Федерации Японского Будо. Сэнсэй Сугино прожил полную и увлекательную жизнь мастера боевых искусств, передав свои знания достойным ученикам. Важнейшие ученики Сугино Ёсио, передающие знание: Хатакэяма Горо Сугино Юкихиро Алан Флокеo-sensey_floke_i_o-sensey_sugino_yosio.jpg
 
Иидзаса Сюриносукэ Ясусада (20 патриарх школы, зять 19 патриарха – к сожалению господин Ясусада прекратил занятия после смерти своего учителя Сугино Ёсио).Сугино Ёсио передал знание лучшему ученику Хатакэяма Горо, назначив его куратором заграничных учеников. Его сын Сугино Юкихиро остался проводить занятия в додзё в Кавасаки.
Хатакэяма Горо и Сугино Юкихиро продолжили дело передачи знания после смерти Сугино Ёсио. Хатакэяма Горо вплоть до своей смерти, будучи больным раком, продолжал передачу знания европейским и американским ученикам. Сугино Юкихиро продолжает дело отца и учителя в додзё Кавасаки, также выезжает за границу, сменив сэнсэя Хатакэяма. Говорить о фигуре О-Сэнсэя Флокэ очень нелегко, ибо невозможно переоценить его вклад в развитие Катори Синто рю в Мире. Если Учитель Иидзаса Тёйсай посадил семя, то учитель Флоке создал условия, для того, чтобы распустились цветы, а затем плоды во всем мире – практически все ученики Катори Синто рю получили путевку в жизнь благодаря его усилиям или усилиям его учеников, или учеников его учеников. alain_floquete.jpgПрактически каждый человек за пределами Японии может назвать имя учителя Флоке, как канал, через который у него состоялась связь со школой Катори Синто рю. Хочется кому-то этого или нет, скрывает кто-то это или нет – это факт, который позволяет многим людям идти по пути «духовного (божественного) меча». Поэтому два этих человека учитель Тёйсай и учитель Флоке стоят рядом. О-Сэнсэй Тёйсай вывел учение о божественном мече на материальный уровень, а О-Сэнсэй Флоке создал условия для его распространения в Мире, он до сих пор организовывает обучение и проводит семинары во всем мире, открывая древние знания широкому кругу людей. Эти знания способны изменить мир к лучшему. Сэнсэй Мочидзуки дал попробовать европейцам вкус рыбы, а О-Сэнсэй Флоке научил ловить её.

История Катори. Часть 5. Земля-плоды (Катори в России, как часть общего дерева)

rus-jap3.jpgБлагодаря О-Сэнсэю Флоке, все мы имеем возможность познать этот путь. В 1993 году учитель Флоке направляет своего ученика Александра Эсаяна (тогда 1 дан Катори Синто рю) в Москву для обучения русских учеников. С чем сэнсэй Эссаян справляется блестяще. Затем О-Сэнсэй Флоке в 1994 году отправляет своего лучшего ученика Поль Патрика Армана (тогда 4 дан Катори Синто рю) для проведения первого Международного семинара в Москве. В далеком 1995 году на семинаре, организованным Дмитрием Байдером, который проводил сам О-сэнсэй Флоке с учителем Поль Патриком Арманом, в России появились первые ученики, официально принятые в додзё Сугино через учителя Флоке школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю. Это были Семенчук Сергей, сдал экзамен на 1 дан, Лукьянов Станислав сдал экзамен на 1 кю (позднее перешел в додзё Отакэ), Содрицов Ярослав, сдал экзамен на 1 дан. Верный духу школы, О-Сэнсэй Флоке просит пообещать учеников, сдавших экзамен, не зарабатывать на жизнь преподаванием и иметь источник дохода на жизнь, не связанный с будо. Ученики обещают учителю это. В настоящее время додзё Сугино (Кавасаки) школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю представляет Московская Федерация Традиционного Айкибудо и Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю (МФТА и ТСКСР), а также созданная на её основе Межрегиональная Федерация Айкибудо (МФА). Основные учителя школы: Дадашев Рагимхан, Асеев Роман, Содрицов Ярослав, Евдокимов Антон. Додзё Отакэ (Нарита) представляет Станислав Лукьянов.
Линия передача знаний русским ученикам:
Пояснения к дереву передачи знания.
Ученики Сугино Ёсио: Флоке Алан, Хатакэяма Горо, Сугино Юкихиро, Арман Поль Патрик, Сюриносукэ Ясусада Учителями русских учеников являются: Арман Поль Патрик, Флоке Алан, Хатакэяма Горо, Сугино Юкихиро.

6. Послесловие. Куда идём? (Новое прошлое – новое семя – новый источник).
Много лет прошло с момента постройки храмов Катори и Касима. Для многих учеников легенда о Фуцунуси но микото и Такэмикадзути но ками кажется чем-то давно ушедшим…
Нет сейчас ни доспехов, ни мечей…Вместо них автоматы и бронежилеты – те же непонимание и желание доказать что-то силой… Темные силы постоянно изменяют иллюзию реальности – одни предметы заменяют другими, но суть ситуации остается совершенно неизменной – усмирить необузданных духов страны Асихара внутри каждого ученика школы. Кто из нас готов быть Фуцунуси но микото и Такэмикадзуми но ками? Кто готов наступить на свои желания, ради создания гармонии между собой и тем, кто рядом с тобой? Каждый из нас ответственен за то, кем будут его ученики, будут они нести зло и разрушение, или мир и созидание? Какое знание останется после тебя – будет ли оно зловонным как нечистоты, или будет благоухать как цветок? Ответ банально прост - все в твоих руках… Хочешь быть подобным богу – будь им: веди себя как ОН – Путь Тэнсин Сёдэн перед тобой…

Сугино Ёсио 1939 г. (части 2,3 перевод с японского),
Содрицов Ярослав 2012 г. (части 1,4,5,6).
развитие название школы (подробнее в части 2)
天真正伝神道流 – Небесной истины правильная передача / Школа пути богов
神慮神道流 – Божьей воли / Школа пути богов
新當流 – [Наша] новая школа
香取神道流 – Школа пути божества Катори
天真正伝神刀流 - Небесной истины правильная передача / Школа божественного меча
天真正伝香取神道流 - Небесной истины правильная передача / Школа пути божества Катори