Микромир японского доспеха

На сегодняшний день существует множество мифов относительно природы японского доспеха и назначения многих его частей. Современные знания в области истории не способны дать точного ответа на многие из таких вопросов. Таким образом, поиск этих ответов целиком ложится на плечи экспериментальной истории и в частности одного из её разделов – исторической реконструкции.

Однако благодаря тому, что в Японии издревле бережно сохраняются как традиции, так и предметы материальной культуры прошлых веков, о японском доспехе мы можем сказать, наверное, значительно больше, чем о доспехе любой другой страны мира. И в этой небольшой статье мы постараемся заглянуть в суть японского доспеха. В то, из чего и почему он был сделан, и что влияло на его изменение с течением времени.

Первый из легендарных мифов состоит в том, что «японский доспех делался из дерева».
И на самом деле, во многих школьных учебниках истории существуют подобные оговорки, но в действительности это миф.

Как уже говорилось ранее, в предыдущих статьях, самые ранние японские доспехи демонстрируют сложную схему изготовления и практически целиком состоят из металла. Однако геологические особенности японских островов, отличающиеся достаточно скудными запасами железа, заставили японских мастеров искать новые материалы и технологии для удовлетворения растущего спроса на доспех. Так, например, в Японии появилась практика изготовления доспехов из толстой (более 3мм) кожи. Большая часть кожи ввозилась из Кореи, но были и местные, достаточно не типичные источники. Так, например, доспешники использовали кожу со спины китайского водяного буйвола. Однако с течением времени кожа начала вновь заменяться сталью и уже к 1500 году, доспехи из кожи практически не встречаются, будучи вытесненными сталью.micromir_3.jpg

micromir_1.jpgИз чего же состоял сам доспех? Какую форму принимали эти материалы в руках японских доспешных мастеров? Ответ вас удивит. Подавляющее большинство японских доспехов сделано из перфорированных пластинок размером не больше спичечного коробка. Существует два основных типа доспешных пластинок: хон кодзанэ и иё дзанэ.

Раннюю форму японских пластинок часто называют "хон кодзанэ" (лит. "настоящие маленькие пластинки") чтобы отличить их от суррогатной версии, называемой кирицукэ дзанэ. (Кирицукэ дзанэ — это метод, довольно распространенный для конца шестнадцатого столетия — вырезать верх сплошных пластин, так, чтобы они напоминали полосы micromir_2.jpgиз составных пластинок.)

Второй тип пластинок называется иё дзанэ. В отличие от хон кодзанэ, которые перекрывались на половину или на треть своей ширины, иё дзанэ перекрываются только на малую часть своей ширины, по краям. Их требуется меньше, чтобы изготовить доспехи и поэтому изготовлять их очевидно проще. С другой стороны, учитывая малое наложение, они не так прочны, как хон кодзанэ.

micromir_6.jpgМногие доспехи второй половины шестнадцатого столетия были сделаны из комбинации этих двух типов. В таких доспехах, как правило, до был частью, изготовленной из иё дзанэ, в то время как болтающиеся детали - кусадзури, содэ, сикоро и т.д. - из хон кодзанэ. Насколько я знаю, по другому никогда не делали. Так же, оружейники, делавшие до из больших или цельных пластин, часто комплектовали их болтающимися деталями из иё дзанэ.micromir_7.jpg

Ранние кодзанэ были плоскими, так что можно говорить о них, как о хира дзанэ. В четырнадцатом или пятнадцатом веке, оружейники принялись накладывать большее количество лака на внешний край пластинки, чтобы увеличить ее сечение. Этот наращенный слой лака дал пластинкам их имя: мориагэ дзанэ. После этого практически все доспехи делались из мориагэ дзанэ.

Ранние доспехи были так же полностью лакированы. Изначально пластинки соединялись вместе в горизонтальные ряды/полосы методом шнурования. Затем полосы лакировались (и еще раз и еще раз и еще раз и...) пока полоса не станет тяжелой и твердой, способной нанести серьезное тупое ранение, упав на ничего подозревающий палец ноги. Только после этой лакировки полосы шнуровались одна к другой вертикальной поддерживающей шнуровкой.micromir_8.jpg

Поздние доспехи обычно лакировались на стадии пластинок (свидетельство чему мориагэ дзанэ), и затем подвергались процессу сита гарами (сошнуровывание в горизонтальный ряд). Там, где требовалась жесткость — особенно в болтающихся деталях — нижняя половина полос так же лакировалась. Туловище доспеха могло быть без этой второй серии наложения лакировки: вместо этого использовались сики (металлические или кожаные прутки, пришнурованные позади верхнего ряда сита гарами), находящиеся позади пластинок, чтобы удерживать любую необходимую форму.

micromir_4.jpgМногие ранние доспехи, изготовленные в то время, когда поставки хорошей кожи были нерегулярными, были сделаны из пластинок, имевших конструкцию под названием мицумэ дзанэ. Мицумэ дзанэ на половину шире обычных пластинок и имеют три ряда отверстий под шнуры и сита гарами, поскольку они имеют наложение в две пластины, а не в одну.

Ранние доспехи часто изготовлялись из чередующихся пластинок (кожа, метал, кожа, метал...) для увеличения их защитных возможностей (металл) при сохранении пониженного веса (кожа). С 1500-х годов эта техника в значительной степени стала достоянием истории, поскольку металл был легче в обработке, и его было проще достать. Металлические доспехи были более востребованы в поздние периоды, но кожаные пластики продолжали использовать.

Однако, по мере вхождения в обиход огнестрельного оружия, доспехи из кодзанэ всех типов начинают исчезать, заменяясь цельными частями из всё более толстых пластин. Так к началу периода Эдо уже повсеместно встречаются доспехи с цельными нагрудными частями и множествами следами от пуль – следами проверки оружейных мастеров доспеха на устойчивость к попаданию пули. Подобная традиция тестирования широко использовалась и на Западе, откуда, вероятно и была заимствована.

В процессе эволюции, японские оружейники создавали множество не похожих друг на друга типов доспеха руководствуясь как индивидуальными особенностями и пожеланиями заказчика, так и стремительно меняющейся тактикой ведения войны. Если изначально наибольшую опасность для воина представляли стрелы, то с течением времени пришлось адаптировать доспехи под пеший и конный ближний бой, штурмы замков и залпы мушкетов. Также не стоит забывать и о религиозной составляющей которая находила своё отражение в оружейном искусстве.
Вот типология нательных доспехов - до и их конструкции.

micromir_9.jpgmicromir_10.jpg