Доспех в период позднего средневековья.

Муромати / Момояма. 15 - 16 века нашей эры.

Общие сведения.
Последнюю половину шестнадцатого столетия часто называют Сэнгоку Дзидай, или Эпоха Сражений. В течении этого периода почти не прекращавшихся войн, множество даймё соперничали за власть и преобладание над соседями и соперниками. Некоторые из них даже хотели добиться главного приза – стать тэнкабито, или властителем страны. Только два человека в течении этого времени смогли добиться чего-то, близкого к этому: Ода Нобунага (1534-1582) и Тоётоми Хидэёси (1536-1598).

Эти пять десятилетий видели больше усовершенствований, новшеств и переделок в доспехах, чем все предшествующие пять веков. Доспехи подверглись своего рода энтропии, от полностью прошнурованных пластинок к редко шнурованным пластинкам, редко шнурованным сплошным пластинам, склепанным большим пластинам и наконец к сплошным пластинам. Каждый из этих шагов означал, что доспехи стали дешевле и быстрее изготавливались, чем модели до них.

Одним из самых важных факторов, влиявших на доспехи в этот период, были аркебузы с фитильным замком, называемые в Японии тэппо, танэгасима или хинава-дзю (первый термин, вероятно, был самым часто встречающимся в то время). Это создало потребность в тяжелых, пуленепробиваемых доспехи у тех, кто мог себе их позволить. В конце появились сплошные панцири из тяжелых, толстых пластин. Многие сохранившиеся экземпляры имеют многочисленные отметины от проверок, доказывающих мастерство оружейников.

Некоторые историки, специализирующиеся на доспехах, предполагают, что полностью склепанные панцири-ракушки и панцири, со спиной и грудью из одной пластины, были заимствованы из европейских доспехов. Возможно это так, в любом случае это был логический шаг в развитии японских доспехов.

В этот период, доспехи европейского происхождения стали популярными символами положения в обществе. Эти доспехи были, конечно, сильно модифицированы, чтобы соответствовать вкусу японцев, фактически оставались только шлем и панцирь. И даже они были “японизированны”. К панцирю была добавлена юбка в японском стиле, а шлем был развернут задом наперед, и к нему была приделана типичная ламеллярная защита затылка.

Самураи могли выбирать защиту для рук и ног из огромного количества стилей. Этот период, более чем любой другой, создал настоящее разнообразие и в вопросах стиля, и в вопросах художественного оформления.

Возрастающее число войск в доспехах на поле боя повлекло за собой огромную потребность в идентификации друзей и врагов. Во второй половине столетия появились знамена, носившиеся на спине, и помогавшие идентифицировать войска в бою. Это знамя называлось сасимоно. Его древко проходило через крепление, расположенное между лопатками, и удерживалось в небольшом кармашке на спине. Другие методы включали изображение герба воина – или герба господина – в центре до. Это было обычным делом для доспехов вассалов, и очень редко встречалось в доспехах, предназначенных для людей высокого положения. Такие люди обычно выделялись богатыми украшениями и экзотической конструкцией своих шлемов.

Фактически период Момояма стал апофеозом доспешного искусства японских мастеров и большая часть доспехов, которые можно сегодня встретить в различных музеях и храмах по всей Японии пришли к нам из этого периода.

Начиная с 1600 года, оружейники создали множество доспехов, полностью непригодных для поля боя. Это было во время Мира Токугава, когда война ушла из повседневной жизни и доспех стал показателем статуса и личного благосостояния его владельца.

Нио-до / Гакихара-до.
Это разновидность хотокэ до с чеканкой, напоминающей истощенное тело голодающего монаха или старика. (Так же они стилизовались как гакихара до, в напоминание о голодных призраках буддистского ада.)

 
nio_do_1.jpgnio_do_2.jpgnio_do_3.jpgnio_do_4.jpg

Окэгава-до.
Это доспехи из склепанных полос. Окэгава означает "бока как у бочонка" и относится к очевидно бочкообразной форме панциря и его конструкции.
Существует два варианта: ёкохаги (горизонтальный) и татэхаги (вертикальный) до. Самый распространенный вид - это ёкохаги окэгава ни-май до, в котором пластины склепаны в горизонтальные ряды, и под левой рукой расположены единственные петли. Хотя оружейники и коллекционеры могут использовать термин "двустворчатый" чтобы описать все доспехи с единственными петлями, но когда этот термин используют, как правило подразумевается окэгава до. Полосы могут быть прямыми, вырезанными, чтобы изображать пластинки, волнообразными и т.д. Заклепки обычно притоплены в поверхность, хотя приподнятые заклепки с низким куполом так же распространены.
Это одна из наиболее часто встречающихся форм доспехов для слуг, она изготовлялась в огромных количествах как по современным шаблонам с использованием узких полос, так и по старым с их широкими полосами. Доспехи, изготовлявшиеся таким образом как массовая продукция, часто называли окаси (одалживаемый) до.

okegava_do_1.jpgokegawa_do.jpgokegava_do_3.jpg
okegava_do_4.jpgokegava_do_2.jpg

Татами-до.
Татами означает "сворачивающийся". Эти доспехи часто можно увидеть одетыми на безымянных ордах низкоранговых вассалов в самурайских фильмах. Пластины размером с визитку, имеют прямоугольную, шестиугольную форму или их комбинации. Пластины соединяются кольчугой и пришиваются на тканевую подкладку. Дешевейшие из дешевых комплектов имеют просто пришитые к ткани пластины, без кольчужных соединений. Кусадзури может быть как обычными пластинами на шнурах, так и выполненным в той же складывающейся технике, что и до.

tatami_do_1.jpgtatami_do_2.jpgtatami_do_3.jpgtatami_do_4.jpgtatami_do_5.jpg
tatami_do_8.jpgtatami_do_7.jpgtatami_do_6.jpg

Хатомунэ-до.
Хатомунэ до (лит. “панцирь с голубиной грудью”) был навеян европейскими кирасами. Многие хатомунэ до были сделаны из привозных португальских доспехов, в то время как другие изготовлялись внутри страны по идентичным шаблонам. Кроме того, хатомунэ до создавались путем добавления брюшного ребра в окэгава или хотокэ до. По конструкции они могли быть гладкими (в одну пластину) или ламеллярными.

hatomune_do_1.jpghatomune_do_2.jpghatomune_do_4.jpg
hatomune_do_3.jpghatomune_do_7.jpghatomune_do_8.jpg
hatomune_do_5.jpghatomune_do_6.jpg

Хисинуй нуйнобэ-до.
Это доспех изготовленный из иё-дзанэ, либо их имитации. Термин означает примерно "сшитый вширь" относится к горизонтальной шнуровке сита-гарами, используемой в рядах иё дзанэ. Встречается во множестве вариантов, но наиболее частый из них - двустворчатый.
Это очень зрелищный вид доспеха, хотя его защитные свойства оставляют желать лучшего в связи с практически полным отсутствием наложения пластин друг на друга.
Термин "хисинуй до" фактически относится к технике изготовления, которая применяется к другим стилям (почти исключительно ёкохаги окэгава до). Эта техника так бросается в глаза, что подобная конструкция перевешивает все ссылки на другие стили. Вместо заклепок или шнуровки, используются хисинуй (перекрестья шнура) либо скрепляя полосы друг с другом (в том, что иначе было бы признано ёкохаги окэгава до или нуйнобэ до), либо просто украшают гладкую поверхность (в случае хотокэ до).

hishinui_nuinobe_do_1.jpghishinui_nuinobe_do_4.jpghishinui_nuinobe_do_3.jpghishinui_nuinobe_do_4.jpg

Хотокэ-до.
Гладкие панцири, на которых не видно следов полос называются хотокэ до. Это японская версия округлого нагрудника. Термин Хотокэ означает "Будда" и произошло от гладкого, круглого живота буддистской статуэтки.
Обычно они встречаются в двустворчатой форме, но го-май до (пятичастные панцири) так же распространены. Варианты из пяти пластин часто путают с юкиносита или сэндай до, но как правило (не всегда) хотокэ до выделяет отсутствие отдельной мунаита. Другой секрет состоит в том, что юкиносита до без вариантов имеет большое число наборов кусадзури, девять или одиннадцать, в то время как кусадзури на хотокэ до придерживается традиционного числа и шаблона.

hotoke_do_1.jpghotoke_do_6.jpghotoke_do_2.jpghotoke_do_5.jpghotoke_do_4.jpghotoke_do_3.jpg

Юкиносита-до / Сэндай-до.
Единственный до, названный в честь оружейника, который можно идентифицировать, это юкиносита до. Достоверно известно, что он назван в честь Юкиносита Дэнситиро Хисайэ, разработавшего конструкцию в Сагами где-то после 1573-го года. Эти доспехи существуют только как панцири из пяти частей. Так же, они называются сэндай до в честь города на севере, который был столицей великого даймё Датэ Масамунэ, экипировавшего ими всю свою армию. Юкиносита до - очень простые доспехи, элегантные в своем отсутствии претенциозности.
В добавок к их вытянутым, гладким поверхностям, они отличаются большим числом наборов кусадзури и использованием кохирэ (крылышек), выступающих из плечевых полос за края плечей, защищая их. Юкиносита до вообще не требовали содэ и часто не комплектовались ими.

ukinoshita_do_1.jpgukinoshita_do_2.jpgukinoshita_do_3.jpgukinoshita_do_4.jpgukinoshita_do_5.jpg

Источник: http://www.sengoku.ru